Историческая справка

Из истории службы судебных приставов

В государственном устройстве России судебный пристав – фигура традиционная. Первое упоминание о судебных приставах нетрудно отыскать в документах времен Новгородской феодальной республики (1136 – 1478 г.г.), где исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция, которая с этой функцией не справлялась.
Реформа 1864 г. изменила ситуацию. Именно тогда было решено возвратить институт судебных приставов, существовавший в то время уже во многих европейских странах. Согласно ст. 321 и 322 Учреждения судебных установлений к компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам исполнительных бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, осуществление привода, оповещения, а также взыскания денег с должников до решения суда. Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступление и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления или проступки, не отправлен судебными приговорами; лица, исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам.
Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причиненные неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесенного им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава. Кроме того, за исполнение своих обязанностей судебный пристав получал денежное вознаграждение по определенному тарифу. Наделенные особыми правами, судебные приставы имели определенные преимущества перед чиновниками других ведомств. Так, в случае оказания судебному приставу сопротивления он требовал содействия полиции и даже военных властей, которые обязаны были оказать его без промедления. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались, в частности, лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет; ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т.п. Таким образом, закон довольно серьезно защищал лиц, исполняющих решение судов.
После 1917 года институт судебных приставов был упразднен. Их обязанности выполняли состоящие при судах судебные исполнители. Декрет о суде №1 от 24 ноября 1917 года, упразднив общие судебные установления, приостановил и действующий на то время институт мировых судей. В 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должности и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.
Судебные исполнители исполняли судебные решения и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнений на волостные исполкомы и органы милиции. За  исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75 % шло в доход государства, а 25% - в общий фонд вознаграждения  судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполнявших решение. Из подлежащей выдачи судебному исполнителю суммы 20% удерживалось для вознаграждения делопроизводителя данного исполнителя. Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г., ряд подзаконных актов, например Инструкция  Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24 апреля 1973 г., об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 г. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-х годов ХХ века система исполнительного производства СССР и России.
Экономические и политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших организационно-правовых  форм исполнения, что привело к принятию нового исполнительного законодательства.
С принятием двух федеральных законов — от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. №119 «Об исполнительном производстве» начинается отсчёт становления службы судебных приставов. Это два взаимосвязанных закона: один обеспечивает создание службы судебных приставов и организационные начала их деятельности, другой — определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, которые согласно федеральным законам подлежат принудительному исполнению.
В результате административной реформы, проведённой в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднён, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
Основными задачами ФССП России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; организация работы по осуществлению функций дознания по уголовным делам, отнесённым к подследственности ФССП России, а также функций административной юрисдикции.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:20 / 03 апреля 2016 22:11

Версия для печати